Вас обокрали: как происходит плагиат в моде и кому он идет на пользу

Categoriesновости

В середине января арт-группа A.D.E.D. обвинила бренд O’stin в копировании их фирменного тега. По просьбе «РБК Стиль» журналистка Вера Рейнер рассказывает, как развивается эта ситуация и бывает ли так, что скандалы из-за плагиата заканчиваются миром

Проснуться знаменитым приятно. Какой дизайнер не мечтает, чтобы его вещи носили все? Какой художник откажется от внезапного признания, от коллаборации с большим брендом, который познакомит свою аудиторию с его работами? Правда, иногда такие коллаборации бывают односторонними. Ты просыпаешься и видишь, что инстаграм разрывается от сообщений с поздравлениями: твои работы узнали в чьей-то новой коллекции. Вот только никакого сотрудничества на самом деле не было: работы взяли без твоего ведома. Да, речь о плагиате. И он в мире моды, к сожалению, не редкость.

Коллаборация в одностороннем порядке

Особенно часто плагиат встречается в масс-маркете — к примеру, в Zara. В 2016 году художница Тьюсдей Бассен из Лос-Анджелеса узнала в значках испанской марки свои рисунки: совпали даже такие детали, как расположение точек на клубнике. Адвокат художницы связался с представителями Zara, но их ответ только усугубил ситуацию: «В предполагаемых дизайнах вашего клиента нет никаких отличительных черт. Сложно представить, что для значительной части населения в любой точке мира они ассоциировались бы с Тьюсдей Бассен». Комментарий сопровождала пометка о том, что на сайт Zara ежемесячно заходят 98 млн раз. Звучало это так, будто красть у художников, если они не широко известны, нормально. Или, по крайней мере, безопасно.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Друг Бассен, художник Адам Курц, не махнул на ситуацию рукой. Он собрал 40 других иллюстраторов, обвинявших владельца Zara, компанию Inditex, в плагиате, запустив проект Shop Art Theft, о котором написали крупнейшие мировые СМИ. После этого тон официальных сообщений представителей Zara изменился. Они заговорили и об уважении к «индивидуальной креативности» художников, и о связи, которую держат с юристами Бассен, и о том, что проводят внутреннее расследование, и о снятии спорных вещей с продаж. С тех пор массовых скандалов с плагиатом у Zara не было.

Громких споров между компаниями такого же масштаба, как Inditex, и российскими художниками и независимыми дизайнерами индустрия моды не припомнит. Если не считать ситуации, когда журналист New York Magazine Мэтью Шнейер уличил шведский масс-маркет H&M в копировании фирменных эстетических элементов Гоши Рубчинского. «Гошаизм добрался до H&M», — написал он в 2017 году под фотографией носков с надписью «Ничего не бойся». Впрочем, сам дизайнер оставил это без внимания. А вот российские массовые бренды порой сотрудничают со своими соотечественниками в одностороннем порядке, и последние, как правило, готовы отстаивать свои права.

«Копирование — лучшее признание»

Арт-группа A.D.E.D. известна большинству людей, которые интересуются искусством и модой, а также тем, кто ходит по московским улицам с открытыми глазами. Черно-белые стикеры с тегами художников можно встретить на столбах, заборах и различных зданиях. Знаменита A.D.E.D. и за пределами страны. В числе поклонников арт-группы — основатель Off-White и креативный директор мужской линии Louis Vuitton Вирджил Абло, выпустивший в коллаборации с A.D.E.D. сумку для концепт-стора КМ20. Неожиданно для себя художники поработали и с O’stin — масс-маркет-брендом, принадлежащим компании «Спортмастер». В его коллекции была обнаружена сумка с узнаваемыми тегами коллектива, будто бы списанными с той самой модели из сотрудничества с Абло.

Большой драмой для A.D.E.D., судя по тону публикации в инстаграме, это не стало. Арт-группа просто обозначила факт копирования и уточнила, что хочет добиться справедливости, потому что с независимыми художниками бренды так поступают постоянно. Одни подписчики восприняли ситуацию как нелепый курьез, другие не поняли, в чем проблема, ведь копирование — лучшее признание. Такие «поздравления» в подобных случаях звучат довольно часто: многие не понимают, что для художников их творчество не просто милое хобби, а в том числе источник дохода. Бренды, крадущие работы, зарабатывают на художниках в обход их самих. И это не благотворительная акция, которая должна порадовать артиста.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

«Важно не бояться говорить об этом и бороться за свои права, — объясняет арт-группа A.D.E.D. — Конечно, можно считать копирование неким признанием. Но стоит помнить, что это делается в первую очередь ради материальной выгоды и заработка».

Из аккаунта O’stin фото сумки быстро удалили, а саму вещь изъяли из продажи. По словам A.D.E.D., представители марки, которые изначально отреагировали на жалобу советом «изложить все претензии и пожелания на сайте в отзывах о товаре», все же вышли с ними на связь. Сейчас художники ведут с компанией переговоры. Это в разговоре с «РБК Стиль» подтвердила и PR-служба O’stin: «В настоящее время нашей компанией проводится проверка по факту использования спорных графических элементов. По ее результатам будут приняты меры, направленные на урегулирование сложившейся ситуации».

Это случайность 

Как такая ситуация стала возможна? Все-таки A.D.E.D. не безызвестные художники, работы которых бренды могут копировать без ощутимых последствий. Их стиль узнаваем. Саша Крымова, соосновательница агентства Dear Progress, которое представляет российских дизайнеров за рубежом, объясняет, что плагиат не всегда целенаправлен. «В больших брендах команды состоят из нескольких человек: ведущих дизайнеров направлений, старших, начинающих и вообще интернов. Как правило, такие истории происходят из-за недосмотра креативных директоров или просто плотной загрузки. Все же создавать четыре, шесть, восемь, двенадцать коллекций в год сложно», — комментирует она.

Здесь вспоминается и другой случай. В 2018 году Наталья Брянцева, соосновательница бренда украшений Avgvst, обвинила в плагиате ювелирную сеть Sunlight. По ее словам, компания скопировала подвески в форме чупа-чупсов (причем дословно, вместе с рекламной кампанией), продавая их более чем в десять раз дешевле оригинала — за 1494 руб. против 16 800 руб. К тому моменту Брянцева выпускала украшения-леденцы три года, они стали одним из самых узнаваемых предметов в ее коллекциях. Но форму дизайнер не запатентовала, поэтому дальше досудебной претензии дело не зашло.

Источник: rbc.ru

Добавить комментарий